Лексика и грамматика

Создано: 21.12.2013 Автор: Хабарова Ирина Вадимовна

Раздел 3. "Лексика и Грамматика"

Рекомендованное время на выполнение заданий из этого раздела – 50 минут.

Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 20.

Данный раздел экзамена состоит их трех заданий. Каждое задание проверяет языковую грамотность, но не на уровне знаний правил грамматики и употребления лексики, а на уровни способности использовать эти правила на практике, выбирая нужный языковой материал, и умение использовать его с учетом особенностей коммуникативных ситуаций.

Задание B4 - B10. Образование грамматических форм.

Максимальное количество баллов - 7.

Суть задания: в этом задании дается связный текст или два связных текста с семью пропусками. Рядом с каждым пропуском, справа, предоставляется слово, которое написано заглавными буквами. От этого слова необходимо образовать ту или иную грамматическую форму для правильного заполнения пропуска. Следует знать, что в данном задании учитывается не только грамматическая, но и орфографическая точность ответа.

Советы по эффективному выполнению задания:

Читая текст (тексты) первый раз нам нужно:

  1. Просмотреть текст полностью, вместе с пропусками и попытаться понять его содержание, последовательность описанных в нем событий и т. д..
  2. Определить в каком времени идет основное повествование (в настоящем или прошедшем) и есть ли фрагменты текста, где используется будущее время.
  3. Есть ли в тексте прямая речь, и если есть, то в каком времени там идет повествование, и как оно соотносится с текстом.

Читая текст (тексты) во второй раз нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Читаем текст до первого пропуска и затем обращаем внимание на слово данное справа заглавными буквами, определяем какой частью речи это слово является. У каждой части речи есть основные грамматические категории, например у существительного это число, падеж и т. д. Нам необходимо понять, исходя из отрывка текста, какую грамматическую форму от нас требуют и, учитывая правила грамматики, образовать эту форму.
  2. К примеру, если это глагольная форма, то нужно решить: является ли она личной (видовременной) или неличной (инфинитивом, герундием, причастием); употребляется ли в активном или пассивном залоге; к какому времени относится (к настоящему, прошедшему или будущему); требует ли согласования времен с учетом использования других глагольных форм к тексте и т. д..
  3. Жизнено необходимо определить, есть ли у данной формы особенности написания, поскольку правильно выбранная грамматическая форма не будет защитана, как правильный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка.

После того как вы заполнили все пропуски:

  1. Читаем весь текст с заполненными пропусками, проверяем правильность выбранного ответа, объясняя его выбор самому себе.
  2. Записываем окончательный вариант ответа в тексте задания.

Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.

Пример задания:

b4b10p1

b4b10p2

Читая текст первый раз:

  1. Читаем его полностью, вместе с пропусками и пытаемся максимально точно понять его содержание.
  2. Определяем в каком времени идет основное повествование - в нашем случае повествование ведется в прошедшем.
  3. Есть ли в тексте прямая речь? Нет.

Читая текст во второй раз:

  1. Читаем текст до первого пропуска, затем до очередного пропуска. Теперь обращаем внимание на данное справа слово, которое необходимо преобразовать. Определяем какой частью речи оно является. B4. one - числительное, B5. acknowledge - глагол. B6. fall - глагол. B7. bear - здесь глагол. B8. sail - глагол. B9. he - местоимение. B10. not realize - глагол (отрицательная форма).
  2. Работаем с каждым словом справа по следующему алгоритму. B4. Мы уже определили, что one - это числительное. Вспоминаем, что числительные в английском языке могут быть количественными и порядковыми, формы этих двух типов числительных отличны друг от друга. One - переводится "один" и является количественным числительным. Исходя из фрагмента текста, содержащего пропуск к заданию B4 не сложно догадаться, что нам, в данном случае, необходимо порядковое числительное "первый", что на английском языке пишется "first". B5. acknowledge - глагол, определяем исходя из текста личную или неличную форму глагола нам нужно образовать. В нашем случае нужна личная (видовременная) форма. Определяем залог - в данном задании требуется пассивный залог. Определяем временную форму - необходимо простое прошедшее время. Чтобы правильно образовать определенную нами форму необходимо вспомнить правильным или неправильным является глагол acknowledge. Он правильный, то есть будет образовывать свою вторую и третью форму с помощью окончания -ed. Обращая внимание на орфографию и вспоминая форму образования прошедшего простого времени пассивного залога (was/were + V3) мы должны получить следующий вариант ответа - was acknowledged. B6. fall - глагол, действуем как и с заданием B5. Исходя из текста нам нужна личная форма, активный залог, прошедшее простое время. Простое прошедшее время требует глагола во второй форме (V2). Глагол fall неправильный, а значит вспоминаем его вторую форму - fell, она и будет правильным ответом. B7. bear - здесь глагол. Исходя из текста нужна личная форма, активный залог, настоящее простое время. Настоящее простое время активного залога требует первой формы глагола (V1), но тут не стоит забывать о нюансах образования формы настоящего простого времени действительного залога, если существительное стоит в третьем лице единственного числа. В этом случае к первой форме глагола нужно добавить окончание -s. Что ж добавляем и получаем ответ - bears. B8. sail - глагол. Отталкиваясь от текста видим, что нужна личная форма, активный залог, простое прошедшее время. Помним, что простое прошедшее время активного залога требует второй формы глагола (V2). Sail - правильный глагол, значит добавляем к нему окончание -ed и получаем ответ - sailed. B9. he - местоимение. Определяем тип местоимения - в нашем случае оно личное, теперь смотрим на текст и видим, что нам, чтобы правильно заполнить пропуск необходима форма притяжательного местоимения его (свои), что по английски будет "his". B10. not realize - глагол (отрицательная форма). Схема таже самая: необходима личная форма, активный залог, прошедшее простое время. Прошедшее простое время активного залога требует второй формы глагола (V2). Глагол realize правильный, вторая его форма - realized. Однако, опять есть нюансы. При посторении отрицательной формы в этом времени используется вспомогательный глагол did с отрицательной частицей not, а смысловой глагол realize в этом случае должен  остаться в первой форме (V1). И выглядеть ответ должет так - did not realize.
  3. Не забываем об особенностях образования той или иной формы и о правильности ее написания. Если вы допустите орфографическую ошибку в написании - вы не получите балл.

После того как заполнили все пропуски:

  1. Читаем весь текст вновь, проверяем себя, обосновывая себе еще раз правильность выбранной грамматической формы.
  2. Записываем окончательный вариант ответа в тексте задания. Кстати, не забудьте, что перенося ваши ответы в бланк ответов вы не должны делать пропуски между словами в используемых вами формах. То есть в бланке ответов, ответ, например на задание B10, должен выглядеть так - didnotrealize

Используемая литература:

  1. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
  2. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.

Задание B11 - B16. Словообразование.

Максимальное количество баллов - 6.

Суть задания: в данном задании дается текст с шестью пропусками. Напротив каждого пропуска, справа дано слово, напечатанное заглавными буквами, от которого необходимо образовать одноворенное слово для заполнения пропуска.Учитывается не только словообразовательная, но и орфографическая точность ответа.

Советы по эффективному выполнению задания:

Читая текст первый раз:

Необходимо просмотреть текст с пропусками и постараться как можно точнее понять его содержание.

Читая текст второй раз:

Читаем текст очень внимательно до первого пропуска. При работе с каждым фрагментом текста с пропуском нужно работать, используя следующую логику и последовательность действий:

  1. прочитать текст до пропуска и слово, написанное заглавными буквами справа и определить, какой частью речи является пропущенное слово.
  2. определить, используется ли данное слово в положительном или отрицательном значении в данном контексте.
  3. образовать нужное слово с использованием правильно подобранных суффиксов или префиксов, а может быть и тех и других одновременно (особенно если слово необходимо использовать в отрицательном значении).
  4. если вы не знаете как образовать слово от слова, которое дано в задании вспоминайте суффиксы и префиксы, которые могут быть использованы для образования нужной вам части речи, используйте их методом подстановки, и попытайтесь понять насколько естественно выглядит слово, которое вы пытаетесь образовать.
  5. определите есть ли у образованной вами формы особенности написания, так как правильно выбранная словообразовательная модель не будет засчитана как верный ответ, если в ней есть орфографическая ошибка.

После того как вы заполнили все пропуски нужно:

  1. Прочитать текст полностью уже с заполненными пропусками. Проверить и обосновать правильность выбранного ответа.
  2. Записать окончательный вариант ответа в пропуски в тексте задания.

Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.

Пример задания:

b11-b16

Читая текст первый раз:

Читаем текст полностью, вместе с пропусками. Пытаемся понять содержание текста как можно точнее.

Читая текст второй раз:

Читаем текст до первого пропуска и работаем по вышеописанному алгоритму:

  1. Итак, задание B11. исходное слово: populate - населять, заселять, обитать. Определяем часть речи - это глагол. Читаем предложение содержащее пропуск, дабы понять в какую часть речи нам нужно преобразовать исходное слово. Исходя из перевода предложения - нам необходимо существительное. То есть, нам нужно знать как по английски пишется слово "население". Не знаю как вы, но я это слово знал класса с 7-го. Это слово "population". Но если вдруг вы не знаете как образовать нужное слово, то пытайтесь подобрать на ваш взгляд подходящий суффикс или приставку, чтобы получить искомое слово. Ну, и наконец, не забываем учитывать орфографию и особенности написания искомой формы, если таковые есть.
  2. Теперь остановимся кратко на остальных заданиях из этого текста. B12. Nature - природа, существительное. Нужно образовать прилагательное. Прилагательное от слова nature - natural.
  3. B13. Visit - посещать, глагол. Необходимо образовать существительное посетители. Образовываем - получаем visitors. Обратите внимание, что в данном случае необхоимо использовать именно множественное число существительного, а не единственное, это понятно, исходя из перевода предложения, содержащего пропуск.
  4. B14. Serious - серьезный, прилагательное. Необходимо образовать наречие. Наречие от прилагательного serious выглядит так: seriously.
  5. B15. Protect - защищать, глагол. Необходимо образовать существительное. Существительное "защита" - protection.
  6. B16. Science - наука, существительное. Необходимо образовать другое существительное - "ученые". По английски это будет scientists. Опять же, как и в задании B13, необходимо использовать именно множественное число.

В рассматриваемом нами задании не встретились слова в отрицательном значении. Не забывайте, что в отдельных заданиях такие слова могут присутствовать, чаще всего это бывают прилагательные.

Четких правил как образуется то или иное слово в английском языке нет. Поэтому при подготовке к данному заданию рекомендуем вам ознакомиться с таблицой, содержащей наиболее используемые суффиксы и приставки. Посмотреть можно здесь. И, конечно же, помните, что ключ к успеху в этом задании - выполнение подобных ему на практике, чем больше вы таких заданий проделаете перед экзаменом, тем лучше.

После того как вы заполнили пропуски:

  1. Читаем текст еще раз полность с заполненными пропусками. Проверяем и обосновываем сами себе правильность выбранного нами варианта ответа.
  2. Записываем окончательные варианты ответа в пропуски в тексте задания.

Используемая литература:

  1. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
  2. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.

Задание A22 - A28. Лексическое задание на множественный выбор.

Максимальное количество баллов - 7.

Суть задания: В этом задании дается связный текст с семью пропусками. Чтобы заполнить каждый пропуск дается четыре варианта ответа. Вы должны выбрать единственный правильный вариант.

Советы по эффективному выполнению задания:

Читая текст в первый раз:

Прочитать текст с пропусками, постараться понять его содержание как можно лучше.

Читая текст второй раз:

Необходимо прочитать текст до пропуска очень внимательно. При работе с каждым фрагментом текста, содержащего пропуск работать нужно по следующей схеме:

читать внимательно весь фрагмент, но особое внимание уделить предложению, содержащему пропуск.

  1. внимательно изучить все предложенные варианты ответа, выбрать наиболее подходящий с учетом значения и норм лексической сочетаемости пропущенного слова. Особое внимание уделить синонимам, если выбрать предлагают между ними, так как у них могут быть разные оттенки значения, они могут иметь различия в управлении и сочетаемости с другими словами, а также, созвучным словам и словам со схожим написанием, так как у них могут быть разные значения.
  2. прочитать предложение с пропуском еще раз, убедиться, что слово, которое вы выбрали является наиболее корректным для заполнения пропуска. Обосновать свой выбор, определив, почему другие варианты неприемлимы в данном случае.

Обвести/записать окончательный вариант ответа в тексте задания.

Ну и последнее, чтобы успешно справиться с этим заданием вам необходимо знать наиболее употребляемые английские фразовые глаголы и устойчивые выражения, так как очень часто в этом упражнении встречаются задания, требующие подобных знаний.

Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.

Пример задания:

a22-a28p1

a22-a28p2

Итак, читая текст первый раз:

Читаем текст целиком - пытаемся как можно лучше понять его содержание.

Читая текст во торой раз:

Начинаем читать текст сначала, доходим до пропуска и начинаем разбираться какой вариант ответа необходимо в него вставить.

Помним, что нужно руководствоваться значениеми слов и нормами лексической сочетаемости, чтобы правильно заполнить пропуск. Особое внимание уделяем синонимам, а вернее оттенкам их значения и управлению, если выбрать нужно среди них. А также, после того как вы сделали выбор не забывайте обосновать его себе.

  1. A22. watching - смотря, наблюдая, looking - смотря, осматривая, глядя, staring - вглядываясь, уставясь, gazing - влядываясь пристально, смотря пристально. Читаем предложение и исходя из его перевода и учитывая оттенки значения и управление этих синонимов выбираем вариант - watching, это и будет правильным ответом.
  2. A23. adopt - принимать, усваивать, accept - принимать, соглашаться, допускать, признавать, admit - допускать, соглашаться, принимать, позволять, agree - соглашаться, ладить, сходиться (во взглядах). Читаем предложение и исходя из его перевода и учитывая оттенки значения и управление выбираем ответ - admit.
  3. A24. Если внимательно прочитать предложение с данным пропуском, то можно заметить, что от нас требуется устойчивое выражение - "По правде говоря". По английски оно звучит так "To tell the truth". Следовательно правильным ответом будет вариант 4. tell.
  4. A25. Всматриваемся в предложение с этим пропуском и видим, что переводиться это предложение должно примерно так: "Когда-то (раньше, бывало) он ходил на рождество к своим родителям." В английском языке для обозначения действий, которые происходили в прошлом, но не происходят в настоящем часто используется конструкция used to - ее и нужно выбрать в данном случае в качестве ответа.
  5. A26. among - между, среди, из числа, в числе, between - между, besides - кроме того, более того, сверх того, along - вдоль, по, в одном направлении, рядом. Читаем предложении с данным пропуском, исходя из его смысла необходимо выбрать ответ - among.
  6. A27. observe - наблюдать, замечать, следить, обращать внимание, note - замечать, упоминать, отмечать, spot - увидеть, заметить, узнать, определить, remark - замечать, обнаруживать, отмечать, подмечать. Исходя из перевода предложения и учитывая оттенки значения и управkение этих синонимов выбрать необходимо вариант 2. note.
  7. A28. Nevertheless - все же, все-таки, тем не менее, однако, не смотря на, nevermore - никогда больше, никогда впредь, although - хотя, если бы даже, не смотря на то, что, therefore - по этой причине, в следствии этого, поэтому, следовательно. Учитывая смысл предложения, содержащего данный пропуск и нюансы перевода вариантов ответа выбрать необходимо вариант 1. nevertheless.

Обводим или записываем окончательный вариант ответа в тексте задания.

Используемая литература:

  1. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
  2. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.
Просмотров: 4150

You have no rights to post comments